Почему в последнее время так вырос спрос на горнолыжные курорты без автомобилей? Потому что туристы хотят провести свой отпуск без шума, не заботясь о безопасности детей и в экологически чистом месте. Люди больше не готовы из-за неконтролируемого использования автомобилей терпеть сопутствующее загрязнение окружающей среды, ведь 57 процентов загрязнения парниковыми газами происходит именно от автомобилей.
Туристические власти различных стран понимают современный тренд и в течение следующих нескольких лет число курортов, запрещающих автомобили, будет расти. Вместо автомобилей по курортам будут курсировать автобусы с электрическим приводом.
Хорошим примером может служить Швейцария. В Церматте уже есть автобусы с электроприводом, мини-автомобили для гостей отеля и даже электрические такси.
Церматт и здесь впереди планеты всей!
На данный момент Церматт добился поставленной цели и является образцом экологически чистого горнолыжного курорта, использующего только электрическую энергию. Но путь к этому был очень непростой. Жители трижды голосовали на референдуме в 1961, 1972 и 1986 годах и таки добились запрета автомобильного движения на курорте. Последние десять лет были очень сложными: курорт развивался, строился, нагрузка на его инфраструктуру росла и при этом необходимо было соблюдать все экологические нормы. Сейчас же все утряслось, и вы можете спокойно прогуляться по узким мощеным улицам или покататься на конной повозке в полном покое и тишине.
Но Церматт не единственный швейцарский горнолыжный курорт, в котором запрещено движение автомобилей. Компанию ему составляют Беттмеральп, Браунвальд, Мюррен, Ридеральп, Риги, Саас-Фе (с 1951 года), Венген и Стоос.
Венген и Риги имеют старейшие горные реечные железные дороги в Альпах, При этом именно Риги имеет самую старую горную железную дорогу в Европе, построенную в далеком 1871 году.
А что же в других альпийских странах?
В Италии есть привлекательная деревня Серна в долине Аоста, где есть только канатная дорога. В Курмайоре также есть прекрасный старый булыжник, на который не пускают автомобили.
В австрийском Тироле курорт Серфаус (Serfaus) славится самой маленькой в мире подземной железной дорогой, построенной в 1985 году: длина Dorfbahn Serfaus составляет 1280 метров, и она может перевозить 1500 пассажиров в час. Проблема экологии, безопасности и тишины частично решена. Безусловно метро здорово разгружает улицы курорта, но движение автомобилей по курорту не запрещено.
Во Франции Авориаз в Порт дю Солей является единственным французским горнолыжным курортом, который утверждает, что в нем полностью запрещено автомобильное движение. Он может похвастаться тем, что «дети могут принести хлеб», потому что нет машин. Концепция экологически чистого курорта была разработана благодаря знаменитому архитектору Жаку Лабро в 1960-х годах.
Но один подобный курорт из 200, работающих по всей стране - это совсем-совсем не много. Хотя Лез Арк, Ла Плань, Вальморель, Вальмайнер, Плань-Солей, Беллеплан, а также Ла-Норма и Топор Бонаскра в Пиренеях также перечислены как свободные от автомобилей.
Статью подготовили Василий Маслов, Андрей Тесленко и Андрей Фоменко