Выбор лыжного крепления имеет большое значение, поскольку вместе с ботинками они являются связующим звеном между телом и лыжами. Правильно подобранное крепление должно плотно охватывать обувь и в тоже время быть способным открываться при критических нагрузках.
Подробное описание лыжного крепления
Все ваши движения и давление, оказываемое на вашу обувь, проходят через крепления. У современного крепления существует еще одна функция: ослабление фиксации обуви, когда давление доходит до критического предела. В случае неудачного падения, лыжи открепляются от обуви. Если на момент падения, лыжи остаются у вас на ногах, это может вызвать серьезные травмы, такие, как переломы или разрыв связок. На сегодняшний день наиболее распространен тип крепления <степ-ин>. Этот вид фиксируется на поверхности лыж, а передняя часть обычно не соединены между собой. Передняя часть, как правило, обеспечивает боковое отсоединение, а задняя часть – открепление вверх. Очень важно знать, какое открепление обеспечивает каждая из частей. Иногда отсоединение вверх производится и передней частью, тогда задняя часть служит для бокового открепления. Опытный специалист по лыжам поможет вам отрегулировать предел допустимого давления.
Части лыжного крепления
Как было сказано раньше, практически во всех типах крепления используется функция отсоединения передней и задней части. Регулирование параметров этой функции определяется следующими факторами:
Рост
Вес
Размер и тип обуви
Уровень подготовки
Фунты |
DIN |
22-125 |
0,75-2,5 |
79-180 |
3-7 |
126-210 |
5-8,5 |
180+ |
6+ |
Регулировка крепления измеряется в DIN-ах. Применение этой системы гарантирует, что в любой стране мира расцепляющий механизм креплении срабатывает под действием одинаковой силы. Степень регулирования крепления измеряется делениями шкалы DIN, например, она может соответствовать отметкам DIN 3-7. Правильная установка механизма на отпускание играет огромную роль для вашей безопасности. Регулировка креплений должна производиться компетентным специалистом или в магазине лыжных товаров. Опасность может возникнуть в двух противоположных случаях: если крепление установлено на слабое усилие, лыжи могут случайно отсоединиться, и вы упадете; если закручено <до упора> – то в случае падения лыжи не открепятся и будут действовать, подобно рычагу, увеличивая риск получения серьезной травмы.
Антифрикционный прибор
Следующим важным элементом лыжных креплений является антифрикционный прибор (antifriction device – AFD). AFD – это небольшая подушечка, которая находится непосредственно за передней частью крепления и служит для уменьшения силы трения, когда срабатывает механизм бокового отпускания. Но между AFD и подошвой ботинка обязательно должен оставаться промежуток, по крайней мере, в 1 мм. У большинства моделей AFD просто гладкая поверхность, но в более сложных видах применяют подвижные частички, чтобы при необходимости ботинок мог съехать или соскользнуть в сторону.
Лыжные тормоза
Когда крепления отпускают лыжи, возникает опасность того, что они съедут по склону, увеличивая скорость, и заденут других лыжников. Для снижения этого риска лыжи снабжены тормозами. Это рычаги, которые отводятся вниз, когда отпускает крепление. Они упираются в снег, и таким образом останавливаются.
Продольный прижим
Крепления должны быть хорошо зафиксированными, даже если лыжи погнутся. Если у креплений нет продольной гибкости, то они сломаются в случае, если лыжи согнутся. Чтобы предотвратить это, на креплениях устанавливается продольный прижим. С его помощью задняя часть прижимается под ботинком.
Поднятые крепления
В наши дни практически все лыжные крепления можно приподнимать над поверхностью лыжи. В современных креплениях используются специальные соединяющие конструкции с полосами между передней и задней частью. С их помощью ботинок приподнимается над поверхностью лыжи. Данное положение позволяет легче совершать карвинговые повороты, так как обувь меньше тормозит о снег.
Демпфирование вибраций
Для более опытных лыжников очень важным является демпфирование вибраций во время скоростных спусков и карвинговых поворотов. Во многих видах креплений в роли гасителя колебаний используется резина или какой-либо другой материал. Некоторые усовершенствованный модели имеют более сложный механизм.
Регулировка вперед-назад
Некоторые крепления позволяют вам передвигать их немного в переднюю или заднюю частью лыжи. Таким образом вы можете регулировать положение своего тела. Это может оказаться полезным, когда вы, например, едите по рыхлому снегу и вам нужно перенести все тела немного назад, чтобы лыжи не утопали в снегу.
Как правильно выбрать подходящее крепление
Какое сочетание креплений и ботинок мне выбрать?
Как говорит страница о покупке ботинок на нашем сайте, это главный вопрос, на который вам придется ответить. Обувь и крепление не всегда сочетаются друг с другом: не все виды ботинок подходят под любой вид крепления и наоборот. Поэтому всегда проверяйте. В особенности, когда вам нужно крепление без пяток, убедитесь, чтобы обувь к нему подходила.
Какой у меня уровень подготовки?
При выборе крепления очень важно подобрать подходящие для своего уровня подготовки. И здесь обманывать неуместно. Крепления должны соответствовать вашему настоящему уровню, но должны оставлять перспективу для роста.
– Начальный уровень
Начинающим понадобятся установки на слабое усилие, при которых лыжи быстро отпускаются в случае резкого или чрезмерного давления. В качестве первых креплений вам вполне подойдут крепления низкого и общего уровня.
– Средний уровень
Для лыжников со средним уровнем подготовки подойдет регулировка более высокого уровня шкалы DIN. Но тем не менее, при резких движениях лыжи должны довольно быстро открепляться.
– Высокий уровень
Здесь понадобятся установки на гораздо большие усилия, так как в данном случае на крепления часто оказывается высокое давление. Но все же при слишком резком или слишком большом давлении, крепления должны открываться. Крепления высокого уровня способны выдержать высокое давление без срабатывания механизма отпускания. Но он срабатывает, если за резким движением следует чрезмерное давление. Профессионалы используют крепления даже более высокого уровня, как только они достигают уровня высшего пилотажа, где удерживание опасно, но раскрытие крепление может стать смертельным. Представьте себе спуск на скорости 80 км/ч, и вдруг какой-то лыжник отстегивает крепления...
На какие особенности я должен обращать внимание?
– Продольный прижим
Если у вас мягкие лыжи или они подвергаются воздействию большого усилия, тогда вам понадобятся сильный продольный прижим, чтобы крепление не открылось. Если вы относитесь к этой категории, тогда вам нужны крепления с мощным механизмом продольного прижима.
– Направления отпускания
Проверьте, в какую сторону происходит отпускание передней и задней частей, и согласуйте это со своим стилем катания.
– Антифрикционный прибор
Убедитесь, что в креплении присутствует хороший AFD. В более усовершенствованных AFDиспользуется механизм прокрутки для хорошего отпускания при любых условиях.
– Поднятие
При совершении поворотов на карвинговых лыжах вам понадобится крепление, которое приподнимает обувь над поверхностью лыж. Свободное пространство предохранит вашу обувь от контакта со снегом.
– Демпфирование вибраций
Чем жестче ваш стиль катания, тем больше вибраций возникает. Простые приборы для гашения вибраций обычно сделаны из резины, а в более современных имеются механические устройства. Если вы любите быстрое катание, то выбирайте крепления с таким механизмом.
– Регулировка
Если вы собираетесь кататься по неоднородной поверхности, такой, как например, глубокий рыхлый снег, вам придется регулировать крепления и стойку.
Подготовила Зинатулина Дарья