Скоропостижно закончилась короткая осень, насыпало, намело снегу и на территории страны установилось самое длинное время года, которое по привычке, несмотря на все бесснежные казусы последних лет, все так же называют громким словом – Зима. И хотя современные фотоаппараты явно не рассчитаны на морозы, бросать любимое занятие не хочется. Тем более что зимняя красота хрупка и лишь удачный снимок может заставить ее прожить чуть дольше, чем несколько минут.
Особенностей зимней фотосъемки много, но их можно разделить на три большие категории: проблемы использования техники в неблагоприятных погодных условиях – а зимой они все неблагоприятные, особенности экспозиции и баланса белого – технологические проблемы и особенности композиции в зимнее время – когда световой день слишком короток, снег слишком ослепителен, а тени слишком черны и четки, – то есть перекликающиеся с проблемами второй категории и все-таки требующие особого внимания.
Профессионалы и продвинутые любители легко решают все эти вопросы и наверняка найдут немало веселого в этой статье, но для туристов и тех, кто впервые решился вынести свою камеру на мороз, надеюсь, есть пара интересных моментов, которая поможет сделать зимние снимки интересными и полными настроения, воспоминаний и ярких красок.
У съемочной техники зимой два главных врага – мороз и снег. Во-первых, мороз вреден для камеры – замерзают элементы питания, раньше мерзла еще и смазка в механических узлах, и как прежде, при внесении с холода в тепло конденсат грозит сгубить технику на корню. С питанием можно справиться, запасясь NiMh, SLA или Li-ion аккумуляторами, они работают при температуре до -20, а при -10 их работоспособность снижается всего в 2-3,5 раза, в отличие от обычных батареек, которые садятся в 8-10 раз быстрее. Если все же мороз сделал свое черное дело и фотоаппарат вырубился, а фотограф еще нет, попробуйте отогреть аккумулятор в кармане, есть шанс, что он оживет и даст снять еще пару-другую кадров. Туго приходится от холода и жидкокристаллическим экранам – при низких температурах кристаллы бледнеют и плохо реагируют на изменения.
Снег не так вреден сам по себе – опасно то, что он тает – на теплой камере, только что вынесенной на улицу, от теплых пальцев, которыми смахивают снежинки с объектива, от горячего дыхания, которым его сдувают с аппарата. Помочь в этой ситуации может либо защитный влагонепроницаемый чехол, либо кисточка, салфетка или, на худой конец, вязаная перчатка, которой можно стряхнуть снег. Перчатки, кстати, спасут не только фотоаппарат, но и пальцы фотографа от обморожения. Ветер – пособник снега – он заносит снежную пыль во все, даже в самые тонкие щели и отверстия камеры, так что фотографировать в метель без специального кофра категорически не стоит.
Заносить с мороза фотоаппарат в теплое помещение нужно очень аккуратно, лучше всего в сумке, и еще два часа после прогулки нельзя им пользоваться.
Это, пожалуй, все о технике безопасности обращения с фотоаппаратом в зимнее время; теперь о том, как снимать. Основная проблема в зимней съемке заключается в двух моментах: во-первых, диапазон зимних пейзажей, освещенных солнцем, настолько широк, что ни одна матрица цифрового аппарата не способна передать его во всей полноте. Да и пленка с этим не справляется, если быть до конца честными. А уж автоматика съедает либо светлую, либо темную часть изображения и оставляет снимки серыми, тусклыми и плоскими. Во-вторых, экспонометрическая система автоматически настроена на средне-серый тон и снег выходит неестественно темным. Бороться с этим можно, проведя положительную экспокоррекцию, новичкам советуют 1-1,5 ступени, а более опытный народ оперирует цифрами +/-0,7, сетуя на то, что точное значение экспокоррекции можно определить только экспериментальным путем, и приходится делать несколько снимков с разной выдержкой.
Чтобы снег получился белым, а не грязно-серым, важно также отстроить баланс белого. Автоматика и тут частенько дает маху, так что правильнее будет настроить его вручную. Сделать это можно во многих цифровых камерах. В любое другое время года для этого приходится использовать лист белой бумаги, но зимой сойдет и сугроб посвежее – лишь бы на нем не было никаких посторонних предметов. Стоит помнить, что такая установка будет верной лишь для того освещения, в котором была сделана, и каждый раз при смене места и света баланс надо отстраивать заново – иначе снег так и будет серым, а лица синими.
У некоторых камер есть режим «Медленная синхронизация» (Slow Sync), который в комбинации с длительной выдержкой позволяет получать довольно интересный результат: хорошую подсветку объектов переднего плана и проработанный фон. В принципе, подсветить предмет на переднем плане и придать ему объем можно и вспышкой, однако встроенные вспышки, как правило, слабы и дальше нескольких метров здесь рассчитывать не на что.
Световой день зимой также крайне короток. Поэтому наиболее благоприятным для зимних съемок считается вечернее время, когда освещения еще достаточно, а длинные тени помогают передать ощущение пространства и фактуру снега. Хороши также цвета во время заката и рассвета. Мало кого оставят равнодушными и лунные пейзажи снежных равнин. Здесь стоит забыть о вспышке: как и в случае с городской иллюминацией, фейерверками и загородными просторами, она убьет весь объем. Для ночных зимних снимков необходимо использовать штатив и длительные выдержки.
Днем удачные снимки будут не только в ясную погоду – сразу после метели хорошо смотрятся крупные хлопья снега на ветвях деревьев.
Иней и замерзшие капли на черных ветвях, наоборот, ослепительны в солнечные дни. Для того чтобы иней не слился с блеклым фоном, нужно фотографировать его на контрасте с тенистой местностью или темным объектом, а еще лучше иней выглядит на фоне ярко-синего неба.
Что еще важно учитывать при съемках снега под солнцем, так это то, что он является идеальным отражателем, так что результат выйдет, как при съемке в контровом свете. Портрет на фоне ослепительного снежного полотна будет плоским, а в качестве фона выступит сплошная белая область. Ситуацию можно исправить, применив вспышку, но лучше, конечно, использовать более выгодное вечернее освещение, ведь в эти часы доминирует теплая гамма солнечного спектра. При ярком солнце отраженный от снега свет, попадая сбоку в объектив, будет бликовать. Поэтому при съемке рекомендуется пользоваться блендой. И применять специальные светофильтры, например «небесный» – он не только отфильтрует синюю часть спектра, и без того преобладающую в снежных сюжетах, но и защитит поверхность объектива. Впрочем, защитить может и любой другой фильтр, конечно же.
Итак, краткий обзор особенностей зимней фотоохоты подошел к концу. Не стоит терять время – каждые пять минут меняется свет, тает или падает снег – зима рисует все новые картины, и все они настолько же недолговечны, насколько прекрасны. Сохранить их могут только фотоаппарат и рука художника. Не дайте красоте навсегда покинуть этот мир. И ни пуха!
© turist.rbc.ru, Виталий Миров