Фотосъемка зимой. Советы начинающим

Яркое летнее солнце и роскошные краски осени остались позади, но это еще не повод убирать фотокамеру в дальний ящик «до лучших времен» – ведь очарование застывшей природы и новогодняя красота заснеженных ландшафтов вполне достойны того, чтобы увековечить их на снимке.

Впрочем, «зимний» фотограф практически неминуемо столкнется с некоторыми трудностями, ведь фотосъемка в холодное время года потребует недюжинной фантазии, определенного везения (зимние сюжеты, в отличие от непредсказуемой погоды, разнообразием не балуют) и, конечно, технической подкованности. Представленные в этой статье рекомендации наверняка помогут новичкам избежать наиболее распространенных ошибок и, в конечном итоге, позволят добиться если не выдающихся то, по крайней мере, вполне грамотных с технической точки зрения снимков.

В любую погоду

Зимние пейзажи не так красочны, как летние. Впрочем, в солнечную погоду, обыграв контраст между искрящимся белым снегом и глубокими тенями, фотограф может создать превосходные снимки заснеженных ландшафтов, отлично передающие атмосферу погожего зимнего дня. Основной проблемой при этом будет выбор правильной экспозиции – тональный диапазон освещенных солнцем зимних пейзажей настолько велик, что ни одна пленка, не говоря уже о матрице цифровой фотокамеры, не способна передать его во всей полноте. Как правило, автоматика камеры с такими ситуациями справляется не особенно удачно – в результате могут быть потеряны детали либо в светлой, либо в темной части изображения. Другими словами, на практике вы скорее всего получите почти черный силуэт объекта съемке на сияющем фоне. Разработчики цифровых фотокамер предпринимают определенные усилия, чтобы упростить съемку в таких условиях – например, многие фотокамеры реализуют сюжетную программу «Пляж/Снег», которая позволяет довольно качественно передавать большие светлые пространства. Впрочем, не стоит пренебрегать и ручными настройками – иногда они помогают добиться более заметного эффекта.

2880x1800-14062016202908wpid_snowy_alps_wallpaper.jpg

Используемый камерой «по умолчанию» режим интегрального экспозамера такой тональный диапазон, скорее всего, не «потянет». Зато поможет точечный экспозамер в сочетании с режимом блокировки экспозиции AE Lock. С практической точки зрения все довольно просто: необходимо активировать точечный экспозамер (как правило это происходит через меню), навести камеру на объект так, чтобы он оказался в центре кадра и наполовину нажать спусковую кнопку. При этом камера автоматически определит экспозицию для объекта, не принимая в расчет яркость остального сюжета и зафиксирует полученное значение. После этого, не отпуская спусковую кнопку, вы можете изменить композицию снимка и дожать спусковую кнопку для получения снимка. Также можно попробовать подсветить передний план вспышкой – стоит только учитывать, что радиус действия встроенной вспышки цифровой фотокамерах, как правило, ограничивается несколькими метрами.

Если морозные солнечные дни прекрасно подойдут для съемки пейзажа, то в пасмурный зимний день лучше обратиться к жанру портрета – вашему герою не придется щуриться на ярком солнце, а рассеянный свет поможет мягко подчеркнуть выгодные детали. А вот пейзажи облачным днем лучше не снимать – в большинстве случаев изображение получится «плоским» и невыразительным.

skiing-hd-wallpapers-19.jpeg

Днем и ночью

Другая особенность зимней съемки – необходимость приспосабливаться к короткому световому дню. Это не так уж плохо: хотя на поиски подходящей «натуры» остается всего несколько светлых часов в день, долгие зимние восходы и закаты предоставляют отличные творческие возможности. В любом случае, лучше всего выбрать для съемок время ближе к вечеру, когда солнце стоит низко над горизонтом, но еще обеспечивает достаточный для фотосъемки свет. В это время суток длинные вечерние тени позволят лучше передать фактуру снега и создадут ощущение пространства. Кстати, после захода солнца фотографу тоже есть чем заняться – мало что может сравниться по выразительности с освещенными лунным светом заснеженными пейзажами. Конечно, для съемок лучше использовать не вспышку, а длительные выдержки. Ночной снегопад тоже станет отличным сюжетом для фотографии – правда, в этом случае вспышка уже совершенно противопоказана. Она подсветит снежинки перед объективом фотокамеры – в результате площадь вашего кадра заполнится размытыми белыми пятнами различного размера, что вряд ли можно считать большой творческой удачей.

7263b9b805649a82e3fa6d8fc8a24183.jpg

Правила охлаждения

Фотосъемка зимой – это испытание не только фотографического мастерства пользователя, но и надежности его камеры. Если вы не хотите, чтобы заснеженный пейзаж стал последним кадром в жизни вашего фотоаппарата, стоит соблюдать ряд предосторожностей, которые позволят уберечь хрупкую «начинку» камеры от слишком уж суровых погодных условий. Впрочем, не надо пугаться – до получаса на морозе выдержит любая камера. А вот в перерывах между съемками аппарат стоит носить, завернув в теплую ткань, в сумке или под одеждой. Разумеется, в этих случаях камера тоже остывает, но все-таки остается теплее окружающего воздуха. Осторожность нужна и после окончания «фотосессии» на открытом воздухе. Не стоит проводить съемку сразу после того, как фотокамера «вернулась» с зимней прогулки в теплое помещение. Из-за перепада температур на корпусе и внутренних деталях камеры образуется конденсат, а поэтому включение аппарата может привести к короткому замыканию.

Автор: Александр Маляревский
Источник: club.foto.ru